П. Абеляр – это мужчина, который прославился как философ-схоласт, теолог, музыкант и поэт, который был родом из Франции эпохи Средневековья. Представители католицизма тех времен выступали с осуждением всех воззрений мужчины, так как они носили еретический характер.
Несколько фактов из биографии
Итак, Родина философа Пьера Абеляра – деревня Пале, недалеко от Нанта (провинция Бретань). Он происходил из рыцарской семьи. Поначалу он искал свое предназначение в военной службе, но потом он понял, что ему присуща тяга к любознательности. Он стал замечать у себя стремление к схоластической диалектике, а поэтому вскоре перестал уходить от изучения наук во всем их многообразии. Он отказался от права майората, превратившись в школяра-клирика. Будучи юношей, он был слушателем на лекции И. Росцелина (основатель номинализма). 1099 г. – прибытие в Париж для обучения к Г. де Шампо.
Философские взгляды
Философ Пьер Абеляр по-своему относился к спору реализма с номинализмом, который господствовал в философии и богословии. Он не считал универсалии или идеи простыми наименованиями или отвлеченностями. Кроме того, он не был до конца согласен с Гильомом из Шампо. Не может быть у идей общей действительности. Действительность не может быть выражена обобщенно и проявляться в каждом отдельном существе. Одна и та же сущность может подходить для отдельного индивидуума, но только не в полном ее объеме, а сугубо индивидуально. Абеляр всю свою жизнь потратил на то, чтобы примерить две противоположности между собой. Впоследствии даже появилась точка зрения, что он – предтеча Спинозы. Современные критики говорят, что он выступал посредником между аристотелизмом, платонизмом, так как он высказывался не очень определенно на ту или иную позицию.
Современные ученые говорят, что Абеляр – яркий представитель концептуализма. Человек получает силы от Бога, чтобы достигать своих благих целей. У него также есть ум, предназначенный для удерживания игры воображения и направления верований религиозного характера. Вера строится на убеждении, которое было достигнуто путем свободного мышления. Если вера была приобретена без использования силы ума и была принята без проверки, то она недостойна свободной личности.
По словам Абеляра, источники истины – это Священное писание и диалектика. Все могут заблуждаться, в том числе отцы Церкви и апостолы. Официальная догма, которая не была основана на Библии, - ложная. В Философской энциклопедии говорили о праве свободной мысли. Мышление было нормой истины. Оно было понятно для разума. Сомнительный случай – самостоятельное решение. Философ не пытался разработать теорию, он попросту делал все, чтобы сопротивляться авторитету церкви. У А. Кентерберийского все философские воззрения укладывались в схему – «верить и понимать», а у него – «понимать, чтобы верить» (борьба со слепой верой). Труд мужчины – «Да и нет» - это показ противоречий суждений авторитетов церкви.