Плотин – это древнегреческий философ, который был продолжателем философской системы Платона. Плотин ( III век н.э.) стал главным представителем так называемого неоплатонизма, учения во многом основанного на философии Платона. Неоплатонизм развивался в эпоху распространения христианства на территории Римской империи и был некой альтернативой, произведенной античной философией, христианскому учению. Неоплатонизм во многом был схож с христианством и, можно сказать, подготовил почву для его укоренения в умах и сердцах мыслящих людей античности.
Плотин создал два трактата о прекрасном – «О прекрасном» и «О мысленной красоте». В его системе прекрасное и красота занимают важное место. Красота, согласно Плотину, пронизывает собой весь мир, видимый и невидимый. Красота является высшим проявлением бытия. Отсюда следует, что чем подлиннее бытие, тем более высокая степень красоты ему присуща. Безобразное свидетельствует об отсутствии бытия.
В русле своей эманационной теории Плотин разработал и иерархию прекрасного. Иерархия красоты состоит из трех ступеней. Низшая ступень – это красота чувственно воспринимаемого мира. К ней относится материальная красота, красота физически прекрасного тела, красота произведений искусства. Вторая ступень – это красота, которая постигается душой человека. К ней Плотин относит идеальную красоту природы, красоту человеческой души, красоту добродетелей, красоту наук и знаний. Первая ступень, высшая – это красота интеллигибельная (умопостигаемая). Эта красота исходит (истекает, эманирует) от Бога (Единого), который является воплощением абсолютного единства Прекрасного и Блага. Носителями этой высшей красоты являются Ум и Душа Универсума (мира).
Таким образом, красота проистекает от Бога и с каждой ступенью ее степень уменьшается. Для достижения наивысшей ступени необходимо пройти все предыдущие ступени, что только усилит желание приобщиться к божественной красоте, которое осуществляется в эротическом порыве души.