Древнекитайская цивилизация известна своими великими учениями такими как конфуцианство, даосизм, моизм, легизм и буддизмом в его китайском варианте. Все эти учения в большей степени философские, нежели религиозные, в отличие от древнеиндийской философии, которая всегда была тесно связана с религиозной традицией.
Древнекитайская философия возникла приблизительно в середине I тысячелетия до нашей эры. Идеи, которые легли в основу философии сложились в памятниках древнекитайской литературной традиции таких, как «Шу цзин» («Книга документальных писаний»), «Ши цзин» («Книга стихов»), «И цзин» («Книга перемен»).
Для древнекитайской философии характерны черты, не свойственные другим восточным философским традициям. Необходимо сказать, что древние китайцы не имели представлений о трансцендентальном Боге, о творении мира Богом из ничего, не имели представлении о дуализме идеального и материального начал мира. В Древнем Китае не сложились традиционные для Запада, Индии, Ближнего Востока представления о душе как некой нематериальной субстанции, отделяющейся от тела после смерти. Хотя представления о духах предков существовали.
В основе китайского мировоззрения лежат представления о ци. Ци понимается как некая жизненная энергия, которая пронизывает абсолютно все в мире. Все в мире есть превращения ци. Ци – это некая квазиматериальная субстанция, которая не может быть определена только как материальная или же духовная. Материя и дух неразделимы, они единосущны и взаимосводимы, то есть дух и материя находятся в состоянии постоянного взаимоперехода.
В основе сущего находится Изначальное Ци (Беспредельное, Хаос, Единое), которое поляризуется на две части – ян (положительную) и инь (отрицательную). Ян и Инь взаимопереходящи. Их переход составляет великий Дао-путь. В отрицательном потенциально содержится положительное и наоборот. Так, сила Ян доходит до своего предела и переходит в Инь и наоборот. Это положение называется Великим Пределом и изображается графически в виде «Монады».
Собственно эти представления лежат в основе древнекитайской философии и поддерживаются всеми китайскими мыслителями, правда, с некоторыми различиями в интерпретациях.
Далее в разделе:
- Конфуций
- Лао-цзы
- Чжуан-цзы
- Мо-цзы
- Ян Чжу
- Теофраст
- Го Сян
- Мэн-цзы
- Гунсунь Лун
- Хань Фэй
- Правитель Сунн
- Фэн вернулся
- Шу Лянхэ
- Долгожданный сын
- Термин «е хэ»
- Легизм в Китае