Начиная с середины XIX века, идет новый этап развития философской мысли – он как раз включает в себя неоклассические и постклассические направления. Основные причины его возникновения – это кризис рационалистического мировоззрения. Кстати, его симптомы были уже хорошо видны в иррационалистической традиции XIX столетия. Да и существенная фрагментация данного проблемного поля философии – это и явилось следствием переосмысления сущности многих философских проблем, а также невозможностью системно охватить практически все вопросы, причем как человеческого, так и природного бытия. При этом главная особенность неклассического философствования – это антропологический поворот, осмысление всех существующих философских проблем, а также проблем человеческого бытия.
При это и нео- и постклассическое философствование имеет различие в плюрализме, так как предъявляет довольно серьезные претензии к разуму. Прежде всего, тут акцентируется интерес непосредственно к человеку в мире – это касается и «жизненного мира» и мира культуры. К тому же в числе самых главных задач стоит проблема анализа языка, или языковой реальности, а также текстов культуры. Все это отличается особым понятийным аппаратом, который использует художественные сравнения, а порой метафоры и иносказания.
Зато вот современная западная философия способна объединить в себе довольно много различных школ и концепций. При этом сами концепции порой противоречат друг другу, начиная от подхода к анализу окружающего мира, заканчивая самим человеком и методах, которые он использует.
Наиболее представительными и комплексными концепциями является неопозитивизм, постпозитивизм, прагматизм и религиозная философия, герменевтика и экзистенциализм, структурализм и постструктурализм, фрейдизм и неофрейдизм, а также постмодернизм.