Голландским философом, предшественником Спинозы является Уриэль Акоста. Он происходил из древнего еврейского рода Да – Коста в Португалии, который дал многих ученых.
Биография
Будущий философ родился в 1585 году в португальском городе Порту, в семье марранов (евреев, которые приняли христианство). Его отец являлся священником. Семья Акосты в 1617 году вернулась в иудаизм и уехала в Амстердам, где находилась большая община евреев Португалии. Там вся семья объявила себя евреями. Свое первоначальное имя Гавриель Акоста сменил на Уриэль. Еврейство Амстердама его не удовлетворяло. Противной ему была и обрядность талмудистов. Его также возмущало произвольное объяснение текстов св. Писания. Пренебрегая предписаниями талмудов и публично нарушая их, он раввинов называл фарисеями.
Для опровержения учения талмудов он начал писать книгу. В 1624 году о традиции фарисеев он выпустил книгу, за которую раввин сефардской амстердамской общины предалАкосту херему (высшей мере осуждения), а светские власти подвергли его штрафу и аресту. Книгу сожгли, его приговорили к отлучению, а родственники Акосты избегали его общества.
Прошло 15 лет, и Акоста больше не мог терпеть одиночества. В1633 году он примирился с общиной евреев. Отлучение сняли, но своих взглядов он не изменил и после пренебрежения талмудическими предписаниями, один из его родственников – фанатиков подстерег его и донес о нем трибуналу раввинов. Акосту снова подвергли херему за несоблюдение религиозных законов.
Все отвернулись от него, и женитьба не состоялась. В 1640 году после публичного отречения от своих взглядов было снято и второе отлучение. Он подвергнулся 39 ударам плетью, затем прихожане переступили через него, выходя из синагоги.
Его дух был сломлен. Он написал автобиографию “Образец человеческой жизни”, где он нападает на еврейство раввинов. Однажды зарядив два пистолета и подстерегнув на улице своего фанатического родственника, своего злейшего врага, выстрелил в него, но не попал. Вторым зарядом он застрелил себя. Это было в апреле 1640 года в Амстердаме. Трагическая судьба Акосты послужила сюжетом для создания Карлом Гуцковым трагедии «Уриель Акоста».
Философия Акосты
В своей книге «Исследование традиции фарисеев в сравнении с Писаным Законом» им было написано о том, что раввины своим формализмом и нелегкой обрядностью исказили учение Моисея. В своей книге он отрицал бессмертие души на основании того, что об этом в св. Писании прямо не говорилось. Поэтому раввины Амстердама представили ее перед магистратом как вредную и еретическую книгу. Он также писал, что доктрина о загробной жизни и о бессмертии не следует из Библии. Он в своем труде писал о том, что все религии изобрели сами люди. Он не отрицал существование Бога, но отказавшись от всякой обрядности, рассматривал этические принципы человеческой природы в свободной деистической религии. Акоста был первым еврейским вольнодумцем Нового времени.