Антисфен из Афин - основатель школы киников, древнегреческий философ.
Антисфен учеником был софиста Горгия. Софистика существенное влияние оказала на философию Антисфена, следы которого находят исследователи в ранних трудах философа, дошедших до нашего времени. Позднее, уже в возрасте зрелом, он учеником Сократа стал. Они друзьями стали, Антисфен при предсмертной беседе Сократа присутствовал.
Антисфен собственную школу открыл после смерти Сократа.
Антисфен и Диоген Синопский - его великий ученик, были наиболее бескомпромиссными, последовательными киниками. Принцип древнегреческих философов у них носил явный демонстративный характер. Антисфен типичный образ киника создал — на голое тело короткий плащ, посох странника, котомка бродяги. Но Антисфен, в отличие от Диогена, ещё не вёл жизнь странника. Возможно, он даже преподаванием зарабатывал.
Но его теории были сутью деятельности Антисфена. Развивая мысли о понятиях Сократа, он первое определение дал: понятие это «то, что выражает, чем был предмет или что есть он».
Антисфен первым номиналистом был, отвергал существование общих понятий и говорил, что только в сознании человека идеи существуют. Ложны синтетические суждения по Антисфену. Единичны предметы, их можно сравнивать и называть, но не определять.
Антисфен учил, основной задачей философии, является исследование внутреннего мира человека, того понимание, что благом для человека является. Антисфен и его ученики обосновывали, что для человека благо — это добродетельным быть. Антисфен проповедовал естественность, аскетизм, приоритет интересов личных перед государственными. Отрицая государство и традиционную религию, он и Диоген первыми себя назвали не гражданами какого-нибудь определённого государства, а всего мира гражданами — космополитами.
Стиль его произведений несколько небрежным был.