Французским философом – энциклопедистом, математиком и механиком является Д'Аламбер.
Биография
Жан Лерон родился 16 ноября 1717 года в Париже. Он - незаконный сын французской куртизанки и писательницы маркизы де Тансен и офицера Детуша. После рождения мать подкинула его на ступени церкви Сен - Жан – Лерон в Париже. В честь этой церкви его назвали Жан Лероном. Он воспитывался в семье стекольщика Руссо, который усыновил мальчика.
Его отец, приехав из - за границы, привязался к сыну, оказал помощь приемным родителям, а также оплатил образование, но официально его не признал. Детуш, будучи генералом, умирает неожиданным образом и завещает сыну 1200 ливров год. Жан Лерон живет у приемных родителей до 48 лет. Впоследствии став знаменитым, материально помогает им.
Жан Лерон получил хорошее образование. Сначала он учился в коллегии Мазарини, потом в Академии юридических наук. Но профессия адвоката ему не понравилась и он начал изучать математику.
В 22 года он свои сочинения представил академии Парижа. Адъюнктом Академии избрали его в 23 года. В 1743 году вышел его “Трактат о динамике”, где был сформулирован фундаментальный “Принцип Д'Аламбера”, который сводил динамику несвободной системы к статике. Действительным членом Академии Наук Берлина он стал в 1746 году, после выхода его труда “Исследования колебаний струны”.
С 1751 года он вместе с Дидро работал над знаменитой французской энциклопедией “Энциклопедия наук, искусств и ремесел”. Но, его преследовали реакционеры, и в 1758 году он вышел из “Энциклопедии” и отошел от Дидро и Руссо.
Членом французской Академии он становится в 1754 году. В 1764 году его избрали иностранным почетным членом Академии Наук Петербурга. В 1772 году он является ученым секретарем академии Франции. В 1783 году, после долгой болезни, Д'Аламбер, умер. Церковь отказала ему места на кладбище, поскольку он был “отъявленным атеистом”. Философ был похоронен в общей могиле.
Философия Д'Аламбера
Из его философских работ наиболее важными являются вступление к “Энциклопедии”, “Элементы философии”. В этих сочинениях он излагает свою собственную теорию прогресса и превозносит “философское столетие”.
Мировоззрение философа выражается в следующем: разум должен принимать во внимание факты. Д'Аламбер в теории познания придерживался, как и Джон Локк, сенсуализма.
В основных вопросах философии он был склонен к скептицизму и считал невозможность достоверного утверждения о Боге, о вечности, о сотворенности материи. Хотя он сомневался в существование Бога и выступал с антиклерикальной критикой, но на позиции атеизма не встал.
Он отличался от французских материалистов и считал, что есть устойчивые нравственные принципы, не зависящие от общественной среды. Неопровержимой истиной, как считает Д'Аламбер, является существование ощущений. Он считает, что философия не должна ограничиваться свойствами природы и бытия, и она является или наукой о фактах, или химерой.