Армянским философом, богословом, языковедом, педагогом и общественным деятелем XVII века является Симеон Джугаеци. Он родился в городе Джуга, в конце XVI века. В раннем детстве, в числе других армян его насильственно угнали в Персию. В Персии, переселенные армяне основали город Нор – Джуга. Здесь Симеон получил начальное образование. Он был учеником Хачатура Кесараци, местного духовного предводителя армян. С ним в 1629 году он путешествовал по Малой Азии, по тем местам, которые были заселены армянами, также посетив Крым, Константинополь, Польшу.
Через два года Симеон возвращается в Армению. Здесь он берет уроки философии у Меликсета Вжанеци. Но, не окончив полный курс, в конце этого же года он возвращается в Нор – Джугу, занимается самообразованием, получает необходимые знания и став одним из эрудированных людей этого периода, он начинает преподавать. Во время преподавательства он убеждается, что изучение грамматики армянского языка затрудняется из – за отсутствия соответствующего учебника. В результате долгой работы Джугаеци в 1637 году издает первую грамматику армянского языка.
«Книга логики»
«Книга логики» - так называется наиболее значительная философская работа Джугаеци, написанная в середине XVII века. Этот труд в течение веков был самым распространенным учебником философии в армянских школах. Эта книга два раза переиздавалась и переводилась на грузинский язык (в 1728 и 1794 годах). Она имела хорошее влияние на таких выдающихся деятелей грузинской культуры, как Давид Багратиони, Антоний Багратиони, Иоанн Багратиони.
«Элементы теологии» Диадоха Прокла
Джугаеци в 1651 году отредактировал армянский перевод работы греческого неоплатоника, жившего в V веке, Диадоха Прокла. Труд назывался «Элементы теологии». Работа была переведена с грузинского языка в XIII веке. К этому сочинению Джугаеци написал «Толкования». Через сто лет этот труд Прокла с переводами Симеона снова был переведен на грузинский язык. К «Толкованиям» к труду Прокла армянской философ написал новую работу, оставшуюся незавершенной из - за его смерти в 1657 году. Эта работа являлась важной для изучения философских воззрений Симеона.
Физика и метафизика, богоединство
У Симеона существуют две формы познания: физика и метафизика. Он подтверждает их единство и считает, что один без другого быть не может. Оба они совместны и дополняют друг друга.
Философ утверждал, что первопричиной мира является богоединство, которое обусловливает собой множество единичных сущностей и которое существует в качестве внешней природы. Согласно Джугаеци, единичное сущее есть что – то материальное. Материальное бытие по философу является основой природы.
Джугаеци в своих трудах писал не только об органах чувств, их значении и функции, он изучал также строение человеческого головного мозга. По его мнению, мозг – это материальный субстрат. Он обусловливает формы познания: память, ощущение, размышление, мнение.