Философия в жизни










Термин «е хэ»


Исследователи биографии Конфуция па протяжении многих сотен лет по-разному толковали это словосочетание, споры не утихают и по сей день. Дело в том, что как в древности, так и в наши дни данный термин весьма многозначен, из песни слова не выкинешь, сугубо негативен: «варварский союз», «сожительство -внебрачная связь», В современном китайском конфуциеведении среди специалистов бытуют две точки зрения на «е хэ», причем первая представлена в основном в устной форме.

В конце сентября 1986 г. на Всекитайской научной конференции, посвященной изучению взглядов Конфуция (она называлась «Культурное наследие и современная китайская культура»), мне посчастливилось побеседовать с известным специалистом по доциньской культуре проф. Ши Хуайшэном из Хуачжунского педагогического университета (г. Учан) о «темных местах» из биографии Конфуция. По мнению Ши Хуайшэна, при браке Шу Лянхэ с Янь Чжи не были соблюдены все нормы чжоуского ритуала. Более того, он полагает, что Конфуций был зачат в пещере глинистого холма, а не дома, что, по представлениям благочестивых ревнителей ритуала, было из ряда вон выходящим нарушением приличий. Поэтому словосочетание е хэ следует трактовать как «союз в диком поле», «союз вне города, вне дома». Профессор Пекинского педагогического университета Чжао Гуапсяп придерживается такого же мнения, что и Ши Хуайшэн. В беседах высказывается и мнение, что этот союз начался еще до бракосочетания, однако сторонников такой точки зрения немного, и вряд ли она заслуживает доверия.

Назад



2007-2024 © При полном или частичном использовании материалов сайта, обязательна активная ссылка на www.philosoma.ru
По вопросам размещения рекламы обращайтесь на reklama@philosoma.ru