Изначально хенология – это название платонического учения о Едином. А. Доброхотов сказал однажды, что последователи этого учения заняты постоянным исследованием границы бытия и сверхбытийного Единого.
Основные принципы
• Единое неделимо;
• Все элементы Единого должны быть одним целым;
• Фактичность единицы как кол-ва. Число «один» - это цифра и принцип, на основании которого можно определить мерность всего остального в мире;
• Восхождение к Единому.
Хенология с точки зрения разных философов
Сам по себе термин «хенологический» все-таки современный. Его введение в обиход современного человека произошло в 1943 г. Это сделал Э. Мэсколл (теолог-британец). Он ввел этот термин для того, чтобы обозначить онтологические доказательства бытия бога Ф. Аквинского. В этих доказательствах он говорил о том, что личность Бога была единой, и она возникает, как основание кратности вещей. Спустя пять лет Э. Жильсон, будучи философом из Франции, ввел термин «enologie». Введя его, он постарался обозначить неоплатоническое единство мышления в рамках сложившейся христианской традиции эпохи Средневековья в Европе. Таким образом, мужчина постарался отделить христианские онтологические идеи и сформулировать вывод. По его словам, получалось, что нельзя рассматривать слово «быть», как обозначение чего-то единого. Эгиль А. Виллер, будучи уже историком философии из Норвегии, ввел в философский оборот слово «henologi». Вот он-то и отделил единство и первоначальные истоки гомологической доктрины от принципов сущего и бытия в онтологии.
Самые первые положения учения можно увидеть в диалоге «Парменид» Платона. Их рассматривают как самую первую гипотезу. Единое отражено Платоном в апофатических терминах. В первой гипотезе все, кто участвуют в диалоге, исследуют, а к чему же нельзя применить слово «Единое». Гипотеза выливается в то, что Единое не обладает бытием. Чуть позже Плотин более детально подошел к объяснению и выдвижению нового учения. Единое у него – это Сверхбытие. Потом учение стали описывать в своих трудах неоплатоники, мыслители, философы, которые, так или иначе, испытывали на себе влияние идей неоплатонизма. Кто они? Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Н. Кузанский и т.д. Ключевая идея – представление о Едином. Оно – скрытый, апофатический исток абсолютно всего сущего в мире. Единое – это вечное, оно вне времени. Также можно характеризовать его негативными понятиями.
Когда Шеллинг работал над учением, он выдвинул свой собственный тезис – А=А, т.е. философия абсолютного тождества. Принцип Единого, по мнению Гегеля, - это чистое бытие Абсолютной идеи. Он сумел сформулировать свою систему в философии, считая, что она идеально подходит для обозначения процесса последующего развертывания-дефиниции. Вклад Э. Виллера в становление хенологии велика. В 1993 г. он сумел выпустить 2-томное исследование, которое назвал так – «Учение о едином в античности и средневековье».