Философия в жизни










Ибн Хальдун


Ибн Хальдун (Абу Зейд Абдуррахман ибн Мухаммад Ибн Хальдун аль-Хадрами аль-Эшбили) – известный арабский мусульманский философ, историк и социальный мыслитель. Родился он 27 мая 1332 года в Тунисе в семье выходцев из Андалусии.

После того, как Ибн Хальдун изучил в своем родном городе Коран, хадисы, право, грамматику и пиитику, он поступил на службу к султану Абу-Инана в Фесе . Но вскоре придворные интриги заставили Ибн Хальдуна все же покинуть родную стихию. В 1362 году он уезжает в Испанию, где составляет трактат по логике, а также пишет несколько стихотворений. Кроме этого он выполнял поручение гранадского султана – вел переговоры о мире с доном Педро Кастильским.

Затем Ибн Хальдун был сначала у тунниского повелителя письмоводителем, затем у фесского. Начиная с 1382 года жил в Каире, где занимал должность профессора, а потом и верховного кади, то есть, шариатского судьи у маликитов.

Так как Ибн Хальдун был очень честный, то это была основная причина появления недругов и даже врагов, из-за чего его несколько раз смещали, правда, потом опять призывали на эту должность. А вот когда в Сирию вторгся Тамерлан, то Ибн-Хальдун и туда сопровождал своего повелителя. Он не только очаровал Тамерлана своим обращением, но и был отпущен в Каир, где опять стал занимать должность верховного кади.

Умер Ибн Хальдун 17 марта 1406 года в Каире.

Больше всего Ибн Халдун прославился в качестве историка. Его основное сочинение – «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов и берберов и их современников, имевших большую власть» («Китаб аль-ибар уа диван аль-мубтада уа аль-кхабр фи аййям аль-араб уа аль-аджам уа аль-барбр уа ман асарахум мин зауви ас-султан аль-акбар») или «Большая история», состоит из трех основных частей:

«Введение о превосходстве науки истории» («Аль-мукаддима фи фадли ыльм ит-тарикх»);
«О природе общественной жизни» («Фи табиат аль-умран»);
«Об арабах, их поколениях и государствах с сотворения до наших ней» («Фи акхбар аль-араб уа аджйалихим уа дуалихим мунзу бад иль-кхалика иля хаз аль-ахд»).
Следующие по значению труды:
«О берберах» («Аль-бербер»).

«Мукаддима» (смысл истории и значение исторической критики, источники различных исторических ошибок, географический обзор земного шара, мысли о физическом и нравственном влиянии климата и почвы на людей, различные способы познания истины, эволюции и формы семейной, общественной и государственной жизни, экономическое и умственное развитие, труд в благосостоянии государства, обзор различных отраслей ремесел и искусств, научная классификация. «Мукаддима» считается самым замечательным произведением, так как ее идеи и высказывания являются основой современной клиодинамики.



2007-2017 © При полном или частичном использовании материалов сайта, обязательна активная ссылка на www.philosoma.ru
По вопросам размещения рекламы обращайтесь на reklama@philosoma.ru