Одним из великих средневековых армянских философов, ученых, богословов, поэтов, математиков, космологов и продолжателем традиций Аристотеля является Ованес Имастасер (Любомудрый) или Иоанн Саркаваг (год рождения около 1045 – 1055гг.) О его биографии известно мало, но существует рукописная биография, которая переписана в 1375 году. Автор этой рукописи, по всей видимости, жил в середине XII века. По легенде, Ованес Имастасер жил в Ахпатском монастыре. Он очень любил читать, и проводил за чтением много дней, не питаясь, и не замечал, как проходит время.
Реформатор армянского календаря
Ованес Имастасер также является реформатором армянского календаря. Армянский календарь во второй половине XI века был подвижным. Это путало определение праздников церкви. Для того чтобы не было такой путаницы, Ованес Имастасер упорядочил время каждого праздника, тем самым создав неподвижный армянский календарь.
Деятельность Ованеса Имастасера
Выдающийся мыслитель своего времени после себя оставил бесконечное количество трудов по философии, математике, истории, космографии, художественной литературе и теории календаря. Его труды были толковательного и религиозного характера. Он перевел работы многих античных, а также средневековых авторов. К ним относятся Аристотель, Евклид, Порфирий, Григорий Нисский и другие. Он был также педагогом и поэтом. В монастырях преподавал музыку, арифметику, грамматику. Делал редактирование текстов в монастыре Ахпата и в Кафедральном соборе Ани, основал там школы. Он обновил также искусство песнопения псалмов. участвовал в богослужениях. Грузинский царь Давид приезжал из Грузии к Ованесу для благословения. Имастасер считался неповторимым сочинителем псалмов.
Большой известностью пользуется написанная им поэма “Мудрая беседа”. Это беседа философа с птицей во время прогулки. Эта – первая, армянская, большая философская поэма.
Ованес Имастасер сделал большой вклад и в развитие музыки. Благодаря ему армянская музыка в Киликии расцвела. Его музыкальная деятельность была связана с вопросами музыкальной эстетики, песенного творчества и искусства исполнителей. Он также сделал шараканы, древнейшие духовные песни Армении, более богатыми.
В истории армянской эстетики он также оставил большой след и разработал системы для изучения природы, мышления человека. Он считал, что музыка является стремлением человека учиться и подражать природе. Потому что, именно в природе человек находит гармонию и хочет все время совершенствоваться.
Умер великий средневековый армянский философ в 1129 году.