Душа в индийской философии рассматривается как бессмертная и вечная субстанция, так как если человек допускает гибель тела, то и душа гибнет, в то время как существуют ведийские предписания – они требуют выполнения довольно известных обрядов, которые используются специально для достижения блаженства на небесах. В противном случае все они были бы бессмысленны. Создатели этой философии плюс ко всему приводят еще и ряд оригинальных аргументов, специально в доказательство существования бессмертия души. Тем самым опровергается точка зрения материалистов, которые вовсе не допускали наличия чего-то еще, кроме тела. Тем не менее, они вовсе не считали, что сознание есть чем-то, что присуще только душе. К тому же, сознание возникает в душе тогда, когда она соединяется с телом, то есть, когда какой-то объект находится непосредственно перед органами познания. Освобожденная, или же покинувшая телесную оболочку душа обладает потенциальной возможностью существующего сознания.
Душа, которая находится в теле, обладает различными видами знания. Некоторые школы индийской философии допускают пять различных источников познания – это восприятие, вывод, сравнение, свидетельство и постулирование. При этом четыре первые источника нередко допускают очень многие школы. В понимании сравнения есть одно заслуживающее внимания различие. Дело в том, что знание через посредство сравнения возникает только лишь в тех случаях, которые подобны суждению, основанному на восприятии. Все это получено именно путем сравнения, а вовсе не путем восприятия.
Знание, которые возникает посредством постулирования, появляется только лишь тогда, когда человек допускает что-то, как единственное объяснение самого явного противоречия.
Есть такие школы, которые допускают еще один источник достоверного познания – это невосприятие. То есть, восприятие объекта возникает только тогда, когда все чувства возбуждаются этим объектом. Но, на самом деле, чувства не могут возбуждаться несуществованием – оно в настоящее время является объектом познания. Такое знание о несуществовании образуется посредством невосприятия.