Философия в жизни










Арьядэва


Арьядэва – индийский мыслитель, который был буддийским монахом, ученик Нагарджуны. Он сформулировал учение Мадхьямака-Прасангаки, являлся мастером дебатов и логики. Арьядэва входил в число 84 махасиддх буддизма. Многие сведения об этом философе противоречивы, причем, некоторые исследователи считают, что на самом деле существовали два разных мыслителя, которые носили это имя, к тому же, они еще и жили в разные эпохи.

Нередко сведения об Арьядэве относятся к китайскому Чандракирти или к тибетскому Будону. При этом сведения о жизни мыслителя содержат довольно много фантастических элементов.

Согласно одним данным Арьядэва был рожден в семье брахманов, а по другим – он был принцем Шри-Ланки. В Индию философ прибыл с острова Шри-Ланка специально для встречи с Нагарджуной. Впоследствии он даже стал его учеником и преемником. Сам Арьядэва объездил всю Индию, участвовал во многих диспутах, прославился в дискуссиях против небуддистов. Арьядэва получил прозвище Канадэва, что означает «одноглазый», так как он пожертвовал один свой глаз божеству Махешвара. Согласно легендам, этого мужчину любила колдунья, восхищавшаяся красотой Арьядэвы. Она даже в подарок стала просить один его глаз, на что философ согласился. Когда же колдунья попросила и второй его глаз, то он получил предостережение. Довольно важным эпизодом биографии Арьядэвы является спор с Матричетой, одним брахманистским философом. Дело в том, что по уставу монастыря Наланда, всем молодым монахам нельзя было вести диспуты со странствующими философами, наоборот, для этих целей существовали старшие монахи. А когда Матричета возник около монастыря Наланда, то он поначалу пытался вызвать на дискуссию отдельных монахов, но они отказывались с ним разговаривать, так как он уже переспорил троих из них. Специально для спасения монастыря против этого ловкого спорщика был приглашен Нагарджуна, а тот в свою очередь снарядил для этой цели Арьядэву, который и победил в споре Матричету. Против него он использовал логику, а потто и вовсе рассеял все колдовские чары спорщика. Кстати, в последствии Майтричета все-таки принял буддизм.

Арьяджву убил один из его учеников, несмотря на то, что философ до последнего пытался спасти своего убийцу, объясняя ему сущность буддийского учения. За свой ум и темперамент, а также любовь к людям, Арьядэву признали Бодхисаттвой. Он почитается в тибетском буддизме, к тому же он считается пятнадцатым патриархом чань.

Самым важным сочинением Арьядэвы является Чатухшатака, который состоит из 400 стихов, написанных в стиле карик. Они развивают тематику Нагарджуны. Этот трактат рассматривает вопросы «практической философии», а именно – преодоления заблуждений, страстей и привязанностей.

Считается, что у Арьядэвы было огромное значительное влияние на буддийскую мысль, так как именно на основное его сочинения был написан комментарий Чандракирти. А вот в тибетском буддизме ведутся линии передачи от Арьядэвы. Считается, что у Арьядэвы было перевоплощение в лице ламы Гарчен Ринпоче – это один из самых авторитетных учителей школы Дрикунг Кагью.



2007-2017 © При полном или частичном использовании материалов сайта, обязательна активная ссылка на www.philosoma.ru
По вопросам размещения рекламы обращайтесь на reklama@philosoma.ru