Как известно, ответы на ряд таких философских вопросов, как «Какова причина мира?», «Существует ли бог?», «Какова природа бога?» - не могут быть удовлетворены только лишь благодаря непосредственно наблюдению. Для того, чтобы отыскать ответы, которые совместимы более-менее с истинами, которые уже установлены опытом, то философ, прежде всего, должен применить свое воображение и разум. Также, как подобно другим отраслям знания, философия будет идти от известного – к неизвестному.
Основание философии – это опыт. Главный инструмент – это разум. Тем не менее, все же возникает вопрос, а какой именно опыт будет служить основанием философии? Мыслители Индии в этом вопросе не единодушны. При этом некоторые из них уверены, что философия обязательно должна основываться на обычном, то есть, на нормальном опыте и на тех истинах, открытых учеными, признанными многими людьми.
В Индии такие взгляды практически полностью разделяются различными философами таких школ, как ньяйи, вайшешики, санкхьи, чарвака. Также данное положение вполне разделяется философами буддийской и джайнской школ. Правда, некоторые иные мыслители уверены, что в отношении этих вопросов невозможно получить хоть сколько-нибудь правильной идеи, если имеется всего лишь стандартный опыт. Тогда философия зависит только лишь от опыта немногих святых пророков и мудрецов, так как именно они непосредственно и постигли сакшаткару, или же даршану. По мнению многих мыслителей, в основе философии лежит авторитет или свидетельства тех лиц, которые заслуживают доверия. При этом многие из таких своих теоретических положений основывают все на ведах и упанишадах. То есть, буддийская и джайнская школы идут в зависимость от учений Будды и джайнов – они считаются всеведущими и даже совершенными. Кстати, в Европе средневековая схоластическая философия основывалась на христианской библии.