Философия в жизни










Школы индийской философии


По традиционным принципам классификации, которые принятым большинством ортодоксальных индийских мыслителей, все школы и системы в индийской философии делятся на два довольно обширных лагеря – это астика (ортодоксальные) и настика (неортодоксальные).

В современном индийском языке слова «астика» и «настика» означают «теист» и «атеист». Тем не менее, в философской литературе, которая написана на санскрите, слово «астика» обозначает всех тех, «кто верит в авторитет вед», а иногда и тех, «кто верит в жизнь после смерти». А вот словом «настика» называли тех, кто верит в противоположное.

Первая группа. К ней принадлежат шесть самых главных философских систем – это миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. Все они являются ортодоксальными вовсе не потому, что допускают наличие бога. Дело в том, что они признают авторитет вед. Несмотря на то, что школы мимансы и санкхьи все же отрицают существование бога как единого творца мира, тем не менее, они все же считаются ортодоксальными, ведь они признают авторитет вед. А все вышеперечисленные шесть систем относятся все же к главным ортодоксальным системам. А еще кроме них также есть и менее важные ортодоксальные школы – грамматическая и медицинская, к примеру.

А вот к числу неортодоксальных систем относят в первую очередь три самые основные школы – это материалистическая, буддийская и джайнская. Они относятся к неортодоксальным потому, что не признают авторитета вед.

Для того, чтобы подразделение было более понятным, надо уяснить, какое именно место занимают веды в истории развития. Сами веды, как известно, представляют собой самые ранние произведения индийской литературы, поэтому на всем последующем развитии индийской мысли, а особенно философии, довольно положительно или же наоборот отрицательно сказывалось их влияние. Например, одни философские системы признавали авторитет вед, а вот другие наоборот, отрицали их. Данные системы – и мимансы, и веданты, рассматриваются как непосредственное продолжение традиции вед.

При этом сами эти традиции имеют две стороны: одну – ритуальную, а вторую – спекулятивную, то есть, карма и джняна. Система мимансы придает особое значение ритуальной стороне, которая всячески возвышает философию вед для того, чтобы оправдать ведические обряды и ритуалы, а также способствовать их культивированию. Система веданты в свою очередь придает исключительное значение спекулятивной стороне вед, этим она стремится развивать тщательно разработанную философию из теоретических положений вед. Так как эти школы являлись непосредственными продолжателями ведийской культуры, то они называются нередко общим словом – «миманса». Но ради точности все же одна из них уточняется как пурва-мимансы (карма-мимансы), а вторая – уттра-мимансы (джняна-мимансы).



2007-2017 © При полном или частичном использовании материалов сайта, обязательна активная ссылка на www.philosoma.ru
По вопросам размещения рекламы обращайтесь на reklama@philosoma.ru