Философия в жизни










Система ньяйи


Данная система была создана одним из великих мудрецов – Готамой. Система ньяйи – это реалистическая философия, которая основывается в основном на законах логики. К тому же, она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания – это восприятие, вывод, сравнение и свидетельство.

Восприятие – это непосредственное познание объектов, которое получается в результате его связи с органами чувств. Восприятие бывает внешним и внутренним.

Вывод – это познание объекта через сознательное выделение некоего признака, который, так или иначе, связан с данным объектом. Неизменная связь бывает только между объектом и его признаком – это вьяпти. Вывод создается при суждении. У него есть три термина – это пакша, садхья и линга.

Сравнение – это познание связи между названиями вещей, а также самими вещами, которые называются на основании какого-то описания их сходства с некоторым уже ранее известным объектом.

Свидетельство или доказательство – это знание о невоспринимаемых объектах, которое получается из утверждений авторитетных лиц.

Согласно школе ньяйи объектами познания являются: наше я, то есть, тело, чувства и их объекты, а также познавательная способность, ум, деятельность, умственные дефекты, а еще – повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий.

Все философы в школе ньяйи, также вместе с представителями различных других систем индийской философии, стремятся избавить личность непосредственно от ее привязанности к телу, а также чувствам и объектам. Например, наше я отличается от тела и ума, так как тело – это всего лишь сложная субстанция, которая состоит из материи. В то время, как ум – это тонкая и неделимая вечная субстанция, которая служит душе инструментом для восприятия психических явлений: удовольствия или боли.

Я – это самостоятельная субстанция, которая совершенно отличается от ума и тела и приобретает атрибуты сознания в процессе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Но вот сознание никак не является каким-то неотъемлемым свойством я. А вот это является случайным, побочным свойством, которое перестает ограничивать и находится в состоянии мукти. Но в то же время, ум – это бесконечно малая величина, которая подобна атому, а я – это нечто всепроникающее, неразрушимое и вечное, оно является действующей силой, способной любит или не любит какие-то объекты. Она старается или получить или же избежать их. Незнание истины, как и вытекающие отсюда различные ошибочные желания, антипатии и влюбленность – все это побуждают это я действовать с дурными или хорошими целями, вовлекая в то же время, его в мир греха и страдания, рождения и смерти.



2007-2017 © При полном или частичном использовании материалов сайта, обязательна активная ссылка на www.philosoma.ru
По вопросам размещения рекламы обращайтесь на reklama@philosoma.ru