Философия в жизни










Система йоги


Основатель философии йоги – мудрец Патанджали. Йога очень близко примыкает к санкхье. Сама система йоги делит теорию познания и метафизику санкхьи, которая имеет двадцать пять начал и признает бытие бога. Интерес данная система представляет в связи со своеобразным характером практики йоги, так как она является средством достижения вивека-джняна – особой способности, которая распознает истинное значение. Оно должно быть существенно важным условием для освобождения. К тому же, согласно данной системе, йога означает прекращение всех функций ума-читты.

Есть пять ступеней функции ума. Первая – кшипта. Она означает рассеянное состояние, во время которого ум скользит от одного объекта к другому. Вторая ступень – мудха. Это притупленное состояние ума, оно бывает во сне. Третья – викшип-та. Оно означает относительно умиротворенное состояние. Но, что примечательно, сама йога невозможна ни при одном из этих состояний. Четвертая и пятая ступени носят название экагра и нироддха соответственно. Экагра – это состояние сосредоточенности ума на одном каком-то объекте, который служит предметом размышления, а вот нируддха означает прекращение любой деятельности мышления. Именно последние две ступени состояния ума и являются проводниками к йоге.

Есть два вида йоги. Одна носит название сампраджнята, а вторая – асам-праджнята. При первом виде йога проявляется лишь в виде полной сосредоточенности ума на объекте размышления – это приводящей к ясному пониманию конкретного объекта. А вот во втором наблюдается уже полное прекращение абсолютно всех умственных модификаций. То есть, оно чревато полным отсутствием познания – даже знания объекта размышления.

Йога в своей практике имеет восемь ступеней. Это яма или обуздание, нияма или культура этики, асана или выработка устойчивости, пранаяма или контроль над дыханием, пратьяхара или удаление чувств, дхарана или внимание, дхьяна или размышление, а также самадхи или сосредоточенность. В целом, обуздание состоит в воздержании от нанесения вреда для чьей-то жизни, а еще – от лжи, воровства, прелюбодеяния и жадности. А вот культура этики – это воспитание хороших привычек, например, очищения, удовлетворенности, аскетизма, изучение вед, плюс размышление о боге. Выработка устойчивости подразумевает также выработку устойчивого и удобного положения. Контроль над дыханием – это регулирование процессов дыхания. Что касается контроля над чувствами, то оно заключается в удалении чувств подальше от их объектов. Категория внимания – это сосредоточение внимания на внутриорганических или же на внеорганических объектах. Созерцание – это неуклонное и непрерывное размышление о каком-то объекте. Сосредоточенность – это такое состояние, когда созерцающее сознание теряется в созерцаемом объекте, переставая, тем самым, сознавать самого себя.

Система йоги также отличается и от санкхьи Капилы, считающейся атеистической. Согласно философии йоги, бог – это высший объект сосредоточенности и самопознания, так как бог – это существо вечное и всеобъемлющее, всеведущее и совершенно свободное от различных недостатков. Йога, к тому же, приводит ряд аргументов в пользу бытия бога. Например, все то, что имеет степени, обязательно должно иметь еще и некоторый максимум. Причем, раз существуют разные степени познания, то должно быть и совершенное знание. Бог обладает всеведением. А вот соединение пуруши и пракрити способно заложить основу дальнейшей эволюции мира, так как прекращение этого соединения может попросту привести к распаду.



2007-2024 © При полном или частичном использовании материалов сайта, обязательна активная ссылка на www.philosoma.ru
По вопросам размещения рекламы обращайтесь на reklama@philosoma.ru