Арада Калама (Арада Калама) принадлежит к философам шраманского периода и согласно некоторым источникам является первым учителем Сиддхартхи Гаутамы (будущего Будды). Арада был философом брахманистской ориентации. Его называют протосанкхьиком. Система Арады является одной из интереснейших, так как классифицирует всю систему мироздания.
Арада одним из первых разрабатывал теоретическую основу йогической практики. Его медитативный курс состоял из четырех ступеней, который завершался созерцанием «пустоты».
Сиддхартха Гаутама, узнав о высоком уровне достижений Арады, решил стать его учеником. Арада раскрывает ему свою тайную доктрину, вводя тем самым его в круг посвященных.
Учение Арады – это учение о структуре макро- и микрокосмоса. Индивид состоит из «природы», «модификации», рождения, старости и смерти. Под «природой» понимаются пять материальных предметов (огонь, земля, воздух, вода, эфир), «самость», интеллект. Это есть пракрити, то есть материальная природа. Под «модификациями» понимаются способности восприятия, то есть органы чувств, руки, ноги, органы речи, испражнения и размножения и ум.
Все это именуется «полем», то есть полем познания, объектом познания. Тот, кто познает, обозначается как «познающий поле». Все, что рождается, стареет, закабаляется и умирает понимается как проявленное, то есть то, что воспринимается. Все, что противоположно эти процессам есть непроявленное, скрытое.
Философия Арады включает в себя и традиционные учение о карме, сансаре и освобождении от сансары. Причинами закабаления индивида (попадания в сансарический круг бытия) являются незнание, действие, алчность. Необходимо пояснить, что под действием понимается чрезмерная жизненная активность человека, ведущая, главным образом, лишь к следующему рождению, так как человек совершает плохие, либо добрые дела, накапливая карму. Под алчностью понимаются всевозможные желания, в том числе, и желание жить.
Чтобы достигнуть освобождения необходимо практиковать йогу и постичь истинную структуру мироздания.