Философия в жизни










Лао-цзы


Лао-цзы (Лао Дань, Ли Эр) – великий мудрец Древнего Китая, заложивший основы даосизма. Он считается автором главного трактата даосизма «Дао дэ цзин», который стал самым популярным тестом древнекитайской философии на Западе.

Приблизительно время жизни Лао цзы относят к VII-VI векам до н.э. О жизни этого мудреца известно мало и подлинность имеющихся сведений часто подвергается критике со стороны ученых. Например, Лао является прозвищем и переводится как «старец».

Лао цзы родился в царстве Чу, в деревне Цюйжэнь. Согласно легенде мать носила будущего великого Учителя 81 год, поэтому родившись он уже был седым. Отличительным признаком были длинные уши, что в Древнем Китае является признаком «совершенного человека».

Известно также, что Лао цзы стал главным хранителем государственного архива Чжоуского двора. Поэтому Лао цзы имел свободный доступ к различным древнейшим и современным ему текстам, что позволило ему выработать собственное учение. Вскоре он уходит со службы и стал жить в уединении. Слава об этом мудреце шла по всей Поднебесной, поэтому когда он решил покинуть царство Чжоу его остановили на заставе и попросили оставить для своего царства свое учение в письменном варианте. Лао цзы составил трактат «Дао дэ цзин», что переводится как «Канон Пути и благодати». Весь трактат говорит о категории Дао. Дао в переводе с китайского означает «Путь». Согласно Лао цзы Дао лежит в основе мира и мир осуществляет Дао. Все в мире есть Дао. Дао невыразимо, оно может быть постижимо, но только не вербально. Лао цзы писал: «Дао, которое может быть выражено слова, не есть постоянное дао». Учение о Дао тесно связано с учением о взаимопереходе противоположностей.

Важным принципом даосизма является принцип «у вэй», то есть принцип «не деяния», «невмешательства», «непротивления». Это принцип, следуя которому, человек сохраняет собственную цельность, в тоже время обретая единство с сущим. Это путь осуществления собственного Дао, который не может быть отличен от всеобщего Дао. Обрести собственное Дао и есть цель каждого даоса и должно стать целью каждого человека, но это труднодостижимо и требует многих усилий, хотя в то же время и уводит от всяческого напряжения сил. Для лучшего понимания учения Лао цзы необходимо погрузится в чтение его трактат и пытаться его понять на внутреннем интуитивном уровне, а не на уровне логико-дискурсивного мышления, к которому обращается всегда наш западный ум.



2007-2017 © При полном или частичном использовании материалов сайта, обязательна активная ссылка на www.philosoma.ru
По вопросам размещения рекламы обращайтесь на reklama@philosoma.ru