Когда заканчивалось правление Чжоуской династии, в КНР сложилась новая школа, которые предпочитали, чтобы звали их легистами или законниками. У легизма в Китае были свои главные представители, а точнее Цзы-чан, Шан Ян и Хань Фэйцзы. Они говорили, что важно бороться против пережитков родовых отношений, а также с их носителями, т.е. с членами аристократии. Есть общее у легистов и моистов: они выступали с критикой конфуцианству.
Легисты выступали с категорическим оспариванием методов управления, которые были основаны на ритуале и традициях, сложившихся в родне. Они могли смеяться над теми, кто проповедовал конфуцианские этические нормы. Кроме того, им были чужды высказывания о человеколюбии, справедливости, долге, братской любви и т.д. Они считали, что все эти разговоры – попросту «игра в слова». Можно сравнить их с детской игрой, которая предполагала «выпекание» разных лакомств из песка. Патриарх – Шэнь Бухай. Он сформировал теорию государственного управления. Она получила распространение в годы, когда правили члены династии Хань. Она же оказалась внедренной в содержание конфуцианства.
Шан Ян
Шан Ян – по предварительной версии автор «Книги господина из Шан». В ней сказано о радикальных новшествах и взглядах, которые проповедовали легисты и которые смогли внедрить в общество наравне с острой критикой конфуцианства. По их словам, тот, кто разумный, пишет законы, а вот глупый человек всегда соблюдает их. Одни могут изменить порядок, а другие не могут и шаг сделать супротив него. Если человек связан порядком, нельзя поговорить с ним о делах. А вот если он ограничен законами, не надо обсуждать с ним тему изменений.
Хань Фэй-цзы
Хань Фэй-цзы – выдающийся легист. Легизм (Китай) – это философия, которая складывалась и под его началом и с его идеями. Этот мужчина считается наиболее ярким учеником конфуцианства, а его идеи были реализованы в реалии жизни Цинь Ши-хуан (император). Хань часто использует понятия, которые сложились благодаря активной деятельности специалистов из других школ. Между тем, хоть он и апеллировал ими, но вот интерпретация была его собственная со своим особенным содержанием. В своих речах он затрагивал такие конфуцианские категории, как человечность, порядок и добродетель. Кроме того, он уделял максимум времени на интерпретацию «Дао дэ цзин». Если рассматривать теории Хань в контексте онтологического аспекта, то он собрал воедино все понятия школ, а потом пытался переработать их в новую систему. В конфуцианстве существовало учение об управлении, которое было основано на принципах ли и жэнь. У легистов была своя теория государственного правления. В ней была отведена главная роль единым законам, а также власти правителя. Хань Фэй-цзы считал, что если в стране нет твердых законов, подданные заинтересованы только лишь в личном обогащении, они делают все, чтобы удовлетворять свою корысть и лишь в последние минуты они будут думать о государственных делах.