Во времена второй половины 16-го столетия, неоплатонизм резко перестал занимать доминирующую позицию, на которой стоял раньше. Некоторые идеи, конечно, сохранились, но, в большинстве своем, получили абсолютно новое толкование. Теперь, во всех произведениях о любви перестали появляться идеи космоса, зато пришла психология.
В своем диалоге 1544-го года – «Риверта», Джузеппе Бетусси раскрыл несколько спорных вопросов того времени: возможна ли любовь для скупого, кто более совершенен – любящий или любимый, кому дано любить сильнее – застенчивому или страстному человеку, чья любовь больше – мужская или женская и многие другие. Наряду с этими вопросами, он ввел в диалог множество наблюдений о психологической любви разных полов, о пользе и вреде этого чувства.
Он считал, что любовь рождает все страсти, которыми наполнена жизнь человека. Что влюбленный умирает в день сотню раз и все это добровольно, ради удовольствия. Что любовь способна объединять людей, примирять врагов, открыть врата вечности, и открыть нам глаза на настоящую красоту.
Дж. Бетусси изменил привычную форму рассуждений о любви. Его трактат «О любви и красотах женщин» не был научным, в нем не было отсылок к древним мыслителям. Он создал просто свободный, почти художественный диалог, в который были вставлены примеры из произведений Данте, Бокаччо и Петрарки. Мы получаем научный текст, который читается легко и живо изложен. Такая практика позже получила широкое распространение.
Конечно, в эпоху ренессанса не все сочинения были строго научными, они даже имели сюжеты, много действующих лиц и подробно описанные детали, к примеру «Азолани», написанный Пьетро Бембо.
Он описал события, происходящие в замке королевы Кипра, во время свадьбы одной из фрейлин. Трое молодых людей, благородного происхождения и трое таких же дам во время жары днем отправляются в сад, чтобы укрыться в тени деревьев и обсудить любовь. Обсуждение затягивается на три дня. Один из парней считает, что любовь зла и не признает ее, другой думает, что все его аргументы опровержимы и превозносит любовь. А третий, при самой королеве, произносит монолог во славу настоящей любви. Все разговоры, конечно же, проходят в утонченном стиле, свойственном аристократам того времени.