Английским философом – схоластом средневекового периода является Уильям Оккам.
Родился философ около 1284 года в английском графстве Суррей. Вступив во францисканский орден, далее свою учебу продолжил в Оксфордском университете, где стал доктором теологии и начал работать инцептором (бакалавром). Почетные титулы “Достопочтимый инцептор”, “Непобедимый учитель” были даны его последователями.
Оккамизм
В Оксфорде Уильямом были написаны некоторые из своих главных трудов по философии и богословии. В позднюю средневековую эпоху оккамизм приобрел известность и был популярен как выражение “современного “ метода по философии. Он противостоял направлениям: скотизму и томизму.
Чистым номинализмом характеризуется учение Оккама. По его утверждению, общие понятия или универсалии являются лишь “именами”, которые содержат в уме “слова” и “понятия” письменной или устной речи. “Понятия” являются естественными знаками вещей, а “слова” - лишь конвенциональными или условными знаками. Реально существуют не универсальные, а “партикулярии” - единичные вещи окружающего мира. Именно этот акцент на единственном, т. е на единственной реальности, выражает суть оккамизма.
“Бритва Оккама”
Оккам настаивал на том, что всякое объяснение, должно быть очень простым. Поэтому, такой принцип “экономии мышления” стал называться “бритвой Оккама”. Он пользовался этим принципом для удаления множества метафизических принципов и понятий из философской системы, в которую ввели его предшественники, в частности Дун Скот. Он упразднил различение “единичных” и “общих” субстанций, “сущности” и “существования”, “способностей души” и “души”.
Учение о Боге
Учение Оккама имело и другой ключевой момент: абсолютное могущество Бога. Он объясняет, что Бог не связан ни нравственными, ни физическими законами. Он сможет сделать добро - злом, а зло – добром. Грешника он также может оправдать, который в своей греховности отвернулся от него. Одним словом, учением Оккама является в том, что “оправдание” человека заключается в приятии его Богом.
Папа Иоанн XXII обвинил Оккама в ереси и в 1324 году призвал философа в Авиньон для объяснения обвинения. Хотя Оккам не был осужден официально, папской комиссией были отвергнуты тезисы, которые были заимствованы из его работ. Туда входило и учение об оправдании человека, о свободе Бога от нравственного закона, учение о евхаристии.
Оккама в 1328 году отлучили от церкви. Он из Авиньона бежал и искал убежища у Людвига Баварского, врага папы, где написал много сочинений о церкви и государстве. В них он отрицал абсолютную власть папы и поддерживал независимость светских правителей от церкви. В решении духовных вопросов, он признавал приоритет папы, но настаивал, чтобы решения вселенских соборов являлись ограничениями папской власти. Оккам в последние годы жизни примирился с папой Климентом VI, и он в 1349 году даровал ему прощение.
В 1349 (1350) году Оккам умер, вероятнее от чумы.