Античная мифология имела 3 типа – гомеровская, гесиодовская и орфическая. При этом орфики – это последователи третьей разновидности, чье учение заметно отличается от первых двух. Если первая считается аристократичной, а вторая демократичной, то третья имеет отголоски рабского сознания.
Орфей
Появление данного учения связано с именем Орфея. Он является олицетворением силы искусства. Отправляясь в преисподнюю за женой Эвридикой, что погибла от укуса змеи, Орфей укротил собственным пением стража царства Цербера. Позднее Орфея растерзали жрицы Диониса.
Орфическая литература
В Древней Греции было немало сочинений, которые приписывали Орфею. Но почти все они погибли в античный период. Последователи орфического учения называются орфиками. А основателем данного учения считали Орфея.
В качестве религии орфизм противостоял олимпийским мистериям и религии, а также мистерии в честь Диониса. Это учение обладало серьезным мировоззренческим обоснованием в системе мифологического мировоззрения, где уже были заметны философские элементы.
Социальные корни
Ученый Дж.Томсон (Англия) высказывал предположение о возникновении в данном учении рабского сознания. Тело раба было собственностью рабовладельца, это источник унижений и мук для самого раба. Душа раба не интересует рабовладельца, да и не признается им. Рабство основывается на чистом принуждении, поэтому раб связывает собственное «я» с душой.
Это выступает его единственным достоинством, непринятой миром сущностью. Оставаясь бессильным освободиться в реальной жизни, раб связывает освобождение с освобождением души от тела. Отсюда идет весь образ жизни последователей Орфея.
Элементы философии орфизма
Здесь в первую очередь стоит отметить нарастание элементов демифологизации в генетической картине мира орфизма. В отдельных версиях учения Уран и Гея в роли неба и земли возникают прямо из космического первояйца. В орфизме замечен монопантеизм. А для мифологии характерен полипантеизм. В учении последователей Орфея Зевс вмещает в себе все мироздание.