”Йога сутры”
Индийский мудрец, философ, известный йог, врач Патанджали, живший во II веке н. э, является автором “Йога сутры”. Он пишет свою книгу в виде сутр. Это поучительные изречения, описывающие философию и практику йоги. По мнениям некоторый исследователей он написал комментарий к известной грамматике Махабхашья Индии. Он также является основателем индийской философско-религиозной школы даршаны.
Великий йог систематизировал различные методики и формы йоги, известные с древнейших времен. Эта систематизация была очень эффективной и его книга “Йога сутры” стала настольной книгой для людей, занимающихся йогой. Он объяснял, что йога – это “единение”, “союз” ума, тела, души, который ведет к самореализации. Для того чтобы достичь этого союза, нужно установить контроль над умом и ненужные раздражители, препятствующие ясному сознанию, отстранить.
Легенды о Патанджали
По преданию, у Гоники, незамужней матери Патанджали, детей не было. Когда она практиковала йогу, вместе с этим получила большую мудрость и не смогла найти себе хорошего ученика, для того чтобы передать свои знания. Набрав в ладони воду, она начала молиться. В это время, открыв глаза, увидела маленькую змею, упавшую ей в ладони. Это был Патанджали. Этим именем символизируется способ его появления. “ Пат”- упавший, “анджали” – “ладони, которые сложены для молитвы”. Свои знания Гоника отдала Патанджали, а он знания йоги передал людям.
Патанджали в индуизме является воплощением змеи Ананты, на кольцах которого лежит бог Вишну.
Другая легенда гласит, что когда бог Шива практиковал йогу, Вишну увидел это и стал преображаться. Ананта, увидев силу воздействия йоги попросил разрешения у Вишну воплотиться на Земле, для того чтобы научить йоге людей. Так и появился Патанджали.
Аштанга-йога как система оздоровления и самосовершенствования человека.
Для духовного, нравственного физического и умственного развития использовалась практика – Аштанга-йога, означающая восемь ступеней. Его ввел великий мудрец. Эти ступени делятся на 3 группы:
1. В первую группу входят 1 и 2 ступени, т, е Яма и Нияма, определяющие морально-нравственные нормы человека.
2. Во вторую группу входят 3 и 4 ступени, т. е Асана и Пранаяма, следящие за физическим развитием человека.
3. В третью группу входят остальные 4 ступени, которые развивают психику человека, т. е Пратьятхара (контроль над чувствами), Дхарана (сосредоточение), Дхьяна (медитация), Самадхи, (единое состояние с космосом, со всей природой).
Йога учит достичь состояния блаженства, т. е самадхи, сознательным достижением. Самадхи является вершиной восьмеричных ступеней. Следовательно, йогом может быть тот человек, который уверенно выходит в состояние экстаза.
Мудрец советует все восемь ступеней практиковать в последовательности, чтобы достигнуть очищения и слияния ума, души и тела. Две первые ступени очень важны, потому что они подготавливают человека к очищению сознания.