Церковно –общественный деятель армянский философ и мыслитель Ерзнкаци родился приблизительно в 1230 году в Ерзнке. Будучи сыном священника, получил начальное образование в пустыне Сурб Минас. Затем, продолжил учебу в Хор Вирапе, у армянского историка, философа Вардана Аревелци. Степень вардапета – ученого монаха он получил в 1268 году. По Армении, Киликии путешествовал, проповедовал в 70 –годах. К Ованнесу за советом обращались цари Киликии, высокопоставленные дворяне.
Ерзнкаци является автором трудов по космографии, грамматике, песен и поэм. Из –за низкого роста его прозвали Плуз.
Философия и Ерзнкаци
Ерзнкаци своими философскими взглядами поделился во многих трудах. Но особую ценность представляет сочинение “Отрывки из писаний исламских философов”. Научным способом он хотел объяснить социальные, природные явления.
Он придерживался материалистических взглядов в вопросах мироздания. Ерзнкаци считал, что в природе все состоит из четырех материй. Мировому началу дала первая материя, а небесным телам – вторая материя. Всем существующим на земле (растениям, животным), которые состоят из четырех элементов дала третья материя, дереву, железу, т.е всем ремесленным материалам – четвертая материя. По его мнению смешивание четырех элементов и получение новых составов является делом природы, а не “сверхъествественным явлением”, как утверждали некоторые из современников. Он говорил, что вещество не уничтожается, а меняет только форму, вид, характер. Причиной, по которому существуют время и движение по его мнению – это вращение неба вокруг земли. Следствием же являетсзя рождение, смерть.
На три сферы делил он науки. Это – богословские, естественные науки и математика. Он считал, что богословские науки можно постичь только верой и разумом, потому что их предмет нематериальный. Посредством пяти чувств можно постичь естественные науки. Немножко разумом и чувственными органами можно постичь математику.
Человеческая роль в космосе занимала главное место во взглядах армянского философа на философию. Он полагал, что человеческая душа не имеет врожденных качеств морали. По его мнению разум – это судья, который от принятой информации делает выводы, принимает решения.
Он придавал особую важность художественному представлению мира и стремился познать его образным мышлением. Армяно – мусульманские философские взаимосвязи представлены в “труде “Отрывки из писаний исламских философов”. Этот труд, видимо самый первый и написан в 1260 году, представляющий короткую редакцию “Посланий “Братьев чистоты””. Он является переводом арабских философов, одним словом, их христианизированным вариантом. Это сочинение оказало огромное влияние на восприятие мира Ерзнкаци. В этом труде нет каких – то имен, философ называет их “мудрецами иноверцов”. Этот труд (ошибочно) долго считался как оригинальное произведение Ерзнкаци.
Умер около1293 года.