Философия в жизни










Основатель утопического социализма Сен-Симон

Французским философом, социологом, социальным реформатором, представителем знатного дворянского рода является основатель утопического социализма Сен-Симон.

Биография

Анри Сен-Симон родился в Париже 17 октября 1760 года. Он получил домашнее образование. Одним из его учителей был известный энциклопедист Д'Аламбер.

В пехотном полку он служил в 1777 году, а в 1783 году участвовал в войне за независимость Америки. Вернувшись на родину, он стал полковником, но вскоре вышел в отставку. Встретил французскую революцию и отказался от титула графа. Создавая себе состояние, он занимался торговлей и финансовыми сделками. Сен-Симон был заключен в тюрьму, но с помощью термодорианского переворота вышел оттуда.

Жизненный опыт и крушение идеалов привели философа к идее науки. Она должна была указать путь к совершенному устройству общественности. В 1799 году он занимался самообразованием, ходил в Париже на лекции в Политехническую школу, подружился с учеными.

Сен-Симон работал в ломбарде переписчиком и разрабатывал свои идеи. Поскольку он изнемогал от нищеты, бывший слуга Анри финансировал расходы по изданию его сочинений. Свои сочинения переписывал и отправлял ученым, государственным деятелям, но не получал поддержки с их стороны. Когда его благодетель скончался, он начал печатать свои труды на помощь своих сторонников и случайные заработки. Он стал еще беднее в 1822 году, захотел покончить жизнь самоубийством, в результате чего потерял глаз.

Философские взгляды

На его формирование взглядов значительную роль сыграли механика Ньютона, учение Декарта, французский материализм, Просвещение, экономия Смита и Сея. Мир, согласно Сен-Симону, покоится на законе Всемирного тяготения. С его помощью Бог управляет Вселенной. По мнению философа, мир – это твердая или жидкая материя, а природные явления – продукт их взаимодействия. Сен-Симон считал, что политика – это наука о производстве. Он высказал идею совпадения эволюции человечества и отдельной личности.

Социальный идеал

Сен-Симон квалифицировал историю как прогресс. Его критериями считал счастье людей, рост населения, развитие цивилизации и науки. По его мнению, движущей силой прогресса было развитие разума, эволюция научных, философских, моральных и религиозных идей. Сократа он считал творцом монотеистической системы, а высшей формой – христианство.

Критика основателя утопического социализма была направлена против духовенства, дворянства, феодальной, наполеоновской знати. В них он видел бездельников, препятствующих прогрессу. Основным противоречием французского общества он считал то, что оно стало «индустриальным», а власть осталась феодальной. Он считал, что наука, искусство и «индустрия» проложат путь прогрессу. Моральной идеей нового общества должно быть новое христианство, которое сделает своим лозунгом «все люди – братья».

Сен-Симон умер 19 мая 1825 года в Париже.



2007-2017 © При полном или частичном использовании материалов сайта, обязательна активная ссылка на www.philosoma.ru
По вопросам размещения рекламы обращайтесь на reklama@philosoma.ru