Философия в жизни










Древнегреческие софисты


В Древней Греции в середине V- первой половины IV вв. до н.э. появились софисты. Они являлись представителями культурной и общественной жизни и платными учителями различных знаний, в том числе и красноречия. По сравнению с досократиками, их интересовал человек и общество, и они игнорировали натурфилософскую проблематику. До нас основные сочинения софистов не дошли. Об их мировоззрениях и взглядах можно судить по сочинениям Аристотеля и Платона, которые являлись их оппонентами.

Старшими софистами являлись Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. К младшему поколению софистов принадлежат Ликофрон, Алкидамант, Фрасимах. Главная педагогическая и просветительская задача софистов являлась в воспитании добродетели и умении хорошо говорить. А это означало ознакомление с историей, правом, философией и математикой. Общей чертой их учений был релятивизм. Сторонники этой философско-методологической концепции исходят из того, что в мире все относительно. По этой теории абсолютно истинного ничего нет. Еще в античные времена релятивизм нашел свое выражение в формулировке Протагора, в котором говорилось, что «человек – мера всех вещей». По этой концепции объективный мир не находит своего отражения в наших знаниях.

Софистами был применен метод сопоставления гражданских норм и обрядов религии, которые господствовали у разных народов. Главную роль играло противопоставление природы и закона. Природа исполняла постоянную и объективную функцию, а закон, который был установлен произволом людей, находящихся у власти – изменчивую и произвольную функцию.

Агностицизм (направление философии о непознаваемости мира) являлось другой особенностью софистики. В триаде Горгия говорилось, что:

• ничто не существует
• если что-то есть, оно для человека неопознаваемо;
• если можно познать что-то, это нельзя объяснить другому человеку.

Софисты уделяли большое внимание разработке убедительности речи и логики. Они были в противоречиях с религиозными верованиями. Например, Протагор говорил, о том, что не знает, есть ли боги. По мнению Фрасимаха, боги на людей не обращают внимания. Продик считал, что религиозные истоки находятся в почитании вина и хлеба, солнца, рек и луны.

Взгляды софистов по основным вопросам не имели единства, и они институционально не были объединены в определенную «школу».
Известные логические неправильности софистов в софизме «Рога». При вопросе то, что ты не терял, ты имеешь? Последовал ответ, что если ты не терял рога, это значит, что у тебя они есть.
Деятельность софистов заключается в следующем:

• философию переориентировали с космоса на людей;
• искусство спора подняли на высокий уровень и стимулировали развитие логики и риторики.



2007-2024 © При полном или частичном использовании материалов сайта, обязательна активная ссылка на www.philosoma.ru
По вопросам размещения рекламы обращайтесь на reklama@philosoma.ru