Джамбаттиста Вико родился 23 июня 1668 года в Неаполе. Его отец был книготорговцем. Он учился во многих школах, но поскольку обычная программа была медлительной, он перешел самообразованию. Итальянский философ и историк начинает изучать схоластику Павла Венецианца и Петра Испанца, Суареса.
Изучение философии и права
Первым опубликованным произведением был канцон “Чувства разочарованного”, которое было написано под вдохновением поэмы Лукреция ” О природе вещей”. Его образование было в стиле схоластики. После изучения метафизики и логики, он начинает глубоко изучать естественное право и применять на практике, В 16 лет выступая в суде, он защищает своего отца и выигрывает дело. Ученая степень доктора права присваивается Вико позднее. Философией он заинтересовался очень рано и изучал Декарта, Платона, Макиавелли и Тацита. Вико в 1699-1708 годах являлся профессором риторики Неаполитанского университета.
Теория развития общества
Джамбаттиста Вико также основатель философии истории и психологии народов. Философ выдвинул теорию развития общества. Он считал, что все народы параллельно развиваются и проходят божественную, героическую, человеческую ступени и делит историю на 3 периода: “эпоха богов”, эпоха героев” и “эпоха людей”.
В первой эпохе физический и социальный миры представляются в воображаемой и поэтической форме, как разные проявления Бога и божеств. По мнению итальянского философа и историка на этой стадии государственной формой является деспотизм, и все права собственности являются принадлежностью отца семейства.
Во второй эпохе государственная форма определяется желанием наследников этих отцов сохранить крупные владения, унаследованные ими. Для сохранения своих привилегий, “герои” часть своей власти вынужденно передают высшему органу – совету и удерживают то, что они не могут сохранять по наследованию.
В третьей эпохе понимают равенство гражданских прав человека, которое определяет государственную форму с демократической или монархической формой управления. Философ предполагает, что такая государственная форма не может сохраниться.
Исходя из этих теорий, Вико создает “идеально вечную историю”. Этот труд является учением о закономерности социального, культурного и политического развития, упадка, происходящий в жизни любого народа.
Филолог
Вико с юности очень любил поэзию, которая заставила его исследовать языковую стихию и заняться сравнением итальянского и латинского языков. Он постоянно читал Цицерона, Вергилия, Горация, Тацита, Петрарка, Данте и Бокаччо. “Анналы” Тацита перечитал 35 раз, больше всех любил и преклонялся пред Тацитом и Платоном. Вико становится филологом и изучает язык не как структуру какую-то, а историческую форму с содержанием, через которую видна социальная реальность. Он открыл, что филология - это не только язык и литература, но и правоведение и история.