Китайский философ Ян Чжу (Ян-цзы, Ян Цзыцзюй, Ян Шэн) – ярый противник конфуцианства, представляет направление раннего даосизма. К сожалению, сведений о нем: о жизни и учениях, до наших дней сохранилось очень мало. Ориентировочно время его жизни относят ко второй половине V века (до н.э.) - первой половине IV века (до н.э.).
Он много путешествовал по всему Китаю, был очень известным, у него было много учеников. О том, что он был знаменитым учителем, говорится в трудах «Люй ши чунь цю», Мэн-цзы», «Хань Фэй-цзы», «Хуайнань-цзы» и «Чжуан-цзы».
Одним из основных источников для восстановления образа мыслителя является глава в трактате «Ле-цзы», которая названа в честь него. Тем не менее, многие ученые ставят ее содержание под вопросом.
Ян Чжу был атеистом, материалистом и крайним гедонистом, по крайней мере так позиционировалось его учение. Это философ отверг существование «воли неба», зато проповедовал наслаждение жизнью. Он считал бесполезными деяния сверхмудрых, а Конфуция вообще считал глупцом.
Гедонизм Ян Чжу противопоставлялся к альтруизму Мо Ди, и сопоставлялся с этикой Эпикура, гедонизмом Аристиппа.
Но есть такие ученые, которые считают, что настоящее учение этого философа исказили до неузнаваемости.
«Люди далекой древности действовали, следуя велению своего сердца, и не шли против своих естественных желаний. Не избегали наслаждений при жизни, поэтому их и не манила слава».
Ян Чжу
Назад